Блог

Первый раз в первый клас
Дата: 27/06/2017 21:58:27

В последние лет 5-10 родители настолько вовлечены в жизнь своих детей, что иногда кажется, это им, взрослым, а не смешным шестилеткам, снова приходится идти в первый класс. И не факт, что в этот раз волнения меньше.

 

Конечно, все нервотрепка с подготовкой, тестами и собеседованиями – это результат наших переживаний о будущем детей. Мы верим, что хорошее образование станет основой успешной и счастливой жизни. Поэтому лет 10-12 придется потерпеть, да.

 

А сейчас, когда наш шестилетний малыш уже засматривается на школьные рюкзачки, нас больше всего занимает его готовность к этой самой школе.

"Готовность ребенка к школе" – это словосочетание, в принципе, на слуху. Но я не уверена, что его правильно понимают. Давайте разберемся.

Есть три составляющие этой самой готовности. Физиологическая, социальная и психолого-педагогическая.

 

Конечно, специалисты проведут вам качественное обширное тестирование. Но есть маркеры, которые помогают самостоятельно отделить случай когда ребенок однозначно готов к школе от спорных, которые потребуют дальнейших уточнений .

 

[cut]

В первую очередь, оценивается физиологическая готовность.

 

Физиологическая готовность - это прежде всего физическая выносливость. Иными словами, как быстро у ребенка наступает физическая усталость от какой либо деятельности. В школе ребенку придётся пол дня без особого отдыха и принципиальной смены вида деятельности заниматься процессом учёбы. Собственно, именно это его организм и должен быть готов делать 5 дней в неделю.

  

Попа должна быть готова сидеть по 4-6 часов в день. Шея – держать голову, ручки – шевелить мелко-моторные мышцы и т.д. Наблюдая за своим ребенком обратите внимание на то, как долго он способен заниматься чем-либо подобным без значительных признаков усталости (повышенная раздражительность, отвлекаемость, возбудимость, мышечная усталость и т.п.). Оценку выносливости своего ребенка вы можете получить не из бытового общения с ним, а скорее из поездок в гости, походов в музеи, зоопарк и иные культурно-развлекательные места, выездов на природу, пикники, экскурсии и т.п. И конечно из отзывов от воспитателей садика, если ваш ребенок его посещает и там проводятся полноценные и насыщенные занятия в первой половине дня.

  

Безусловно важны параметры крупной и мелкой моторики, ребенок должен быть ловок и в том и в другом плане. Простые тесты на мелкую моторику – вырезание ножницами и обвод по контуру. К школе эти навыки должны быть хорошо развиты.

 

 

Крупная моторика -это координация движений и общая физическая ловкость, гармоничность и слаженность движений тела.

Обратите внимание на еще один параметр - координация глаз-рука.

Для «домашнего тестирования» подойдут занятия в прописях – повторение вязи из всяких крючочков и кружочков. А так же тест на чистом листе – не линованный лист писчей бумаги, на котором вы рисуете образцы простых геометрических фигур (кружков, квадратиков, треугольничков, например чередование большой маленький треугольник или квадратик и кружочек), а ребенок должен продолжить эту последовательность в строчку (которой нет, лист ведь не линованный).

  

К школе ребенок должен сносно с этим справляться. Должно быть видно, что тут планировалась именно строчка и именно последовательность, хотя строчки могут изгибаться по дуге, а концу строки фигуры - уменьшаться. Если строка волнообразная или вообще теряется, а фигурки хаотично то больше, то меньше - координация пока не достаточная.

 

И конечно заметным фактором физической готовности является общее соматическое здоровье. Если ребенок слабый и болезненный, или в течении года перед 1-ым сентября перенёс длительное и сложное заболевание, госпитализацию, особый режим содержания и ухода по здоровью – это является серьёзным поводом для отвода от поступления в первый класс. Разумеется, тут надо смотреть детальнее и со специалистом, учитывать все обстоятельства.

 

 

Нужно понимать, что психика, в том числе и всё что ребенку нужно для учебной деятельности – это продукты деятельности конкретных органов, которые находятся во вполне конкретном теле. На свою работу ЦНС тратит колоссальное количество энергии. Поступление у школу – адаптация к учебной деятельности и собственно сама эта деятельность – очень энергоёмкие и затратные для организма мероприятия . Если он ослаблен предыдущими состояниями, он может просто не справится с нагрузкой. Что скажется, в первую очередь, на успехе той самой адаптации и учёбы.

 

Для облегчения жизни организму будущего школьника очень полезны:

- заблаговременно, до школы установленный режим дня;

- сформированный навык самостоятельного питания. Заметим, что это не только умение держать ложку, но и умение отправлять её в рот без мамы, стоящей над душой и подгоняющей чадо, а так же терпимость в выборе блюд;

- физические упражнения, закаливание.

 

И отдельно следует подчеркнуть - крайне важна правильная осанка, особенно в положении сидя. Посадка за столом должна быть у ребенка автоматическая, т.к. в школе никто за ним ежесекундно следить не будет. От этого зависит не только его сколиоз, остеохондроз и всякое защемление дисков во взрослом возрасте, но и кровоснабжение головного мозга прямо на уроке. А так же то, как трудно или легко ребенку будут даваться навыки письма. Это заметно даже в течении одного занятия – как только посадил ребенка правильно, на адекватной высоте, с нормальным положением спины и головы - он сразу же начинает писать аккуратнее и быстрее. Понаблюдайте.


Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий